Маяк Кастрикум 3 класса установлен на обрывистом мысе Кастрикум, который является северной оконечностью острова Уруп Большой Курильской гряды.
Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в проливе Уруп, соединяющем Тихий океан и Охотское море, между островом Уруп и островами Чёрные Братья. Расстояние от маяка Кастрикум до островов Чёрные Братья 16,2 мили – 30,0 км.
Расстояние от маяка Кастрикум до ближайших маяков по прямой: до маяка Ван дер Линда на южной оконечности того же острова Уруп 41,1 мили – 115 км, до автоматического маяка Сухина в южной части острова Симушир 43,1 мили – 120 км. Расстояние морем до ближайшего населённого пункта – селения Буревестник на острове Итуруп 160 миль – 296 км.
Географические координаты маяка Кастрикум:
широта 46° 13,8' N, долгота 150° 34,0' E.
Маяк находится на территории Курильского городского округа Сахалинской области.
Маяк Кастрикум имеет высоту 24,31 м от отмостки. Он установлен в расстоянии 80 м от береговой черты на высоте 28 м над уровнем моря.
Штатный номер маяка Кастрикум по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2486. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8050.
Маяк носит название мыса, на котором он установлен.
Остров Уруп и некоторые другие острова Большой Курильской гряды для европейцев открыл в 1643 году выдающийся голландский мореплаватель Мартен Герритсен де Фриз (Маартен Геррицц де Фрис, де Фри, Maarten Gerritszoon de Vries, 1589 – 1646). Но он не смог установить, чем являются открытые им земли и полагал, что они относятся к японским островам.
Описали остров Уруп и северный его мыс в 1787 году участники кругосветной экспедиции другого выдающегося, уже французского мореплавателя Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (1741 – 1788). Они присвоили мысу название «Кастрикум» в память об одном из кораблей де Фриза – флейте «Кастрикум». Как и другой корабль де Фриза - яхта «Брескенс», корабль получил своё название по названию небольшого приморского города и общины Кастрикум, точнее Кастрикюм (Castricum), в нидерландской провинции Северная Голландия к северо – западу от Амстердама.
Название острову «Уруп» дал коренной народ острова – айны. Русское поселение на острове возникло в 1766 году, находилось в бухте Алеутка на восточном, тихоокеанском берегу острова и просуществовало до 1806 года. Остров тогда называли «островом Александра». В конце XVIII века остров стали заселять японцы и русские с острова ушли. От японцев остров получил название «остров Раккошима».
До установки маяка на мысе Кастрикум никаких объектов навигационного оборудования не было.
Строительная экспедиция войсковой части 72010 (УНР-765, г.Советская Гавань) Дальвоенморстроя была доставлена на место строительства 10 августа 1962 года. Строительством руководили майор-инженер В.А.Шевелев и вольнонаёмный специалист А.И.Озолс. Было доставлено и выгружено на остров около 1000 тонн грузов, в том числе чугунные тюбинги башни маяка, трактор, автомашина, два дизель-электрических генератора, бетономешалка и прочее. Все грузы были перевезены с места выгрузки плавсредств на строительную площадку на расстояние 8 км. До наступления зимы построили временные здания казармы, столовой и склада, заложили фундаменты башни маяка и маячно-технического здания. На зимний период работы были приостановлены.
В 1963 году был выполнен основной объём строительных работ. Была собрана из чугунных тюбингов маячная башня, но без фонарного сооружения. Построили и начали отделочные работы в маячно-техническом здании и 4-квартирном жилом доме. Построили баню, склад ГСМ в таре, гараж, конюшню. Установили и обваловали 3 стальные ёмкости по 10 куб.м для склада дизельного топлива. На маяк были доставлены светооптические аппараты марки ЭМН-500 и АМ-500 и радиомаяк марки КРМ-100. 15 человек военных строителей были оставлены на зиму на объекте для выполнения отделочных работ.
Работа по выгрузке на открытом рейде строительных материалов и техники на необорудованный причалом берег отнимала много сил и времени. Участники этих работ отмечают, что можно было бы сделать больше, но отсутствие амфибийных транспортных средств, способных работать при свежей погоде и безопасно преодолевать полосу прибоя, которых нет и сейчас, вело также к потере и порче строительных материалов. Молодость и естественный энтузиазм военных строителей позволяли строить маяки на отдалённом побережье. Гидрографическое судно «Олег Кошевой», доставившее строительные материалы и оборудование, не смогло их полностью выгрузить и из-за ухудшения погоды было вынуждено возвратиться с частью грузов в базу в залив Советская Гавань – расстояние более 800 миль – 1 500 км. Длительные простои судов при рейдовой разгрузке в ожидании улучшения погоды сдерживали темпы работ и при фрахте транспортных судов морского флота способствовали значительному удорожанию строительства.
Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в проливе Уруп, соединяющем Тихий океан и Охотское море, между островом Уруп и островами Чёрные Братья. Расстояние от маяка Кастрикум до островов Чёрные Братья 16,2 мили – 30,0 км.
Расстояние от маяка Кастрикум до ближайших маяков по прямой: до маяка Ван дер Линда на южной оконечности того же острова Уруп 41,1 мили – 115 км, до автоматического маяка Сухина в южной части острова Симушир 43,1 мили – 120 км. Расстояние морем до ближайшего населённого пункта – селения Буревестник на острове Итуруп 160 миль – 296 км.
Географические координаты маяка Кастрикум:
широта 46° 13,8' N, долгота 150° 34,0' E.
Маяк находится на территории Курильского городского округа Сахалинской области.
Маяк Кастрикум имеет высоту 24,31 м от отмостки. Он установлен в расстоянии 80 м от береговой черты на высоте 28 м над уровнем моря.
Штатный номер маяка Кастрикум по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2486. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 8050.
Маяк носит название мыса, на котором он установлен.
Остров Уруп и некоторые другие острова Большой Курильской гряды для европейцев открыл в 1643 году выдающийся голландский мореплаватель Мартен Герритсен де Фриз (Маартен Геррицц де Фрис, де Фри, Maarten Gerritszoon de Vries, 1589 – 1646). Но он не смог установить, чем являются открытые им земли и полагал, что они относятся к японским островам.
Описали остров Уруп и северный его мыс в 1787 году участники кругосветной экспедиции другого выдающегося, уже французского мореплавателя Жана Франсуа де Гало графа Лаперуза (1741 – 1788). Они присвоили мысу название «Кастрикум» в память об одном из кораблей де Фриза – флейте «Кастрикум». Как и другой корабль де Фриза - яхта «Брескенс», корабль получил своё название по названию небольшого приморского города и общины Кастрикум, точнее Кастрикюм (Castricum), в нидерландской провинции Северная Голландия к северо – западу от Амстердама.
Название острову «Уруп» дал коренной народ острова – айны. Русское поселение на острове возникло в 1766 году, находилось в бухте Алеутка на восточном, тихоокеанском берегу острова и просуществовало до 1806 года. Остров тогда называли «островом Александра». В конце XVIII века остров стали заселять японцы и русские с острова ушли. От японцев остров получил название «остров Раккошима».
До установки маяка на мысе Кастрикум никаких объектов навигационного оборудования не было.
Строительная экспедиция войсковой части 72010 (УНР-765, г.Советская Гавань) Дальвоенморстроя была доставлена на место строительства 10 августа 1962 года. Строительством руководили майор-инженер В.А.Шевелев и вольнонаёмный специалист А.И.Озолс. Было доставлено и выгружено на остров около 1000 тонн грузов, в том числе чугунные тюбинги башни маяка, трактор, автомашина, два дизель-электрических генератора, бетономешалка и прочее. Все грузы были перевезены с места выгрузки плавсредств на строительную площадку на расстояние 8 км. До наступления зимы построили временные здания казармы, столовой и склада, заложили фундаменты башни маяка и маячно-технического здания. На зимний период работы были приостановлены.
В 1963 году был выполнен основной объём строительных работ. Была собрана из чугунных тюбингов маячная башня, но без фонарного сооружения. Построили и начали отделочные работы в маячно-техническом здании и 4-квартирном жилом доме. Построили баню, склад ГСМ в таре, гараж, конюшню. Установили и обваловали 3 стальные ёмкости по 10 куб.м для склада дизельного топлива. На маяк были доставлены светооптические аппараты марки ЭМН-500 и АМ-500 и радиомаяк марки КРМ-100. 15 человек военных строителей были оставлены на зиму на объекте для выполнения отделочных работ.
Работа по выгрузке на открытом рейде строительных материалов и техники на необорудованный причалом берег отнимала много сил и времени. Участники этих работ отмечают, что можно было бы сделать больше, но отсутствие амфибийных транспортных средств, способных работать при свежей погоде и безопасно преодолевать полосу прибоя, которых нет и сейчас, вело также к потере и порче строительных материалов. Молодость и естественный энтузиазм военных строителей позволяли строить маяки на отдалённом побережье. Гидрографическое судно «Олег Кошевой», доставившее строительные материалы и оборудование, не смогло их полностью выгрузить и из-за ухудшения погоды было вынуждено возвратиться с частью грузов в базу в залив Советская Гавань – расстояние более 800 миль – 1 500 км. Длительные простои судов при рейдовой разгрузке в ожидании улучшения погоды сдерживали темпы работ и при фрахте транспортных судов морского флота способствовали значительному удорожанию строительства.
Комментарий