Маяк Васильева установлен на мысе Васильева - юго-восточной оконечности острова Парамушир, который входит в состав Северной группы Большой гряды Курильских островов.
Штатный номер маяка Васильева по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2508. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8046.
Низкий и песчаный мыс Васильева служит восточным входным мысом залива Васильева, омывающего южную часть острова Парамушир. Мыс окружён рифами, один из которых носит название «скалы Хмырь». Маяк Васильева обеспечивает плавание судов в Четвёртом Курильском проливе, являющемся наиболее безопасным морским путём между Охотским морем и Тихим океаном.
Географические координаты маяка Васильева: широта 500 00,21 N, долгота 1550 23,31 E.
Остров Парамушир входит в Северо-Курильский городской округ Сахалинской области России. От маяка ближайший ранее существовавший населённый пункт – селение Брюханово - в двух километрах. Сейчас там, как и в десятке других населённых пунктах острова, за исключением города Северо-Курильска, до которого 60 миль (111 километров), постоянно никто не живёт.
Мыс Васильева был впервые описан в 1805 году участниками первой русской кругосветной экспедиции на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846) и назван мысом Графа Васильева в честь графа Алексея Ивановича Васильева (1742 – 1806) – первого русского министра финансов.
В переводе с языка местных жителей – айнов «парамушир» - «широкий остров». Первыми на острове побывали в 1711 году казаки – землепроходцы во главе с атаманом Данилой Яковлевичем Анцифёровым (? – 1712) и есаулом Иваном Петровичем Козыревским (1680 – 1734). До 1875 года остров Парамушир принадлежал России. По подписанному в 1875 году Санкт-Петербургскому мирному договору все Курильские острова стали принадлежать Японии и оставались в её владении до 1945 года.
Маяк на мысе Васильева был построен японцами в начале Второй мировой войны (ориентировочно, в 1940 году), при подготовке к которой на острове Парамушир была создана крупная военно-морская база Касивабару (район города Северо-Курильск), имевшая в своём составе в том числе и 4 аэродрома. На острове к окончанию войны было 13 000 военнослужащих. Один из аэродромов – Карабу находился вблизи от маяка. Гарнизон острова Парамушир капитулировал 23 августа 1945 года. В плен сдалось около 8 000 военнослужащих.
Маяк имел цилиндрическую железобетонную башню высотой около 20 метров и диаметром 5,10 метра с фонарным сооружением. Толщина стен башни была 50 см. Подвал башни диаметром 3,90 метра и высотой 2,20 метра использовался в качестве резервуара питьевой воды, которую подавали по водопроводу из района аэродрома. Башня соединена с 2-этажным служебным железобетонным зданием размером в плане 7,30 х 4,20 метров 2-этажным железобетонным же переходом длиной 1,50 метра, в чистоте шириной 1,40 метра и высотой каждого этажа 2,50 метра. Это здание было соединено деревянным обвалованным переходом со стоявшим на расстоянии около 20 метров деревянным жилым домом. Остальные служебные, жилые и складские здания маяка были деревянными, каркасными. Маяк был соединён грунтовой дорогой с аэродромом.
Штатный номер маяка Васильева по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 2508. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8046.
Низкий и песчаный мыс Васильева служит восточным входным мысом залива Васильева, омывающего южную часть острова Парамушир. Мыс окружён рифами, один из которых носит название «скалы Хмырь». Маяк Васильева обеспечивает плавание судов в Четвёртом Курильском проливе, являющемся наиболее безопасным морским путём между Охотским морем и Тихим океаном.
Географические координаты маяка Васильева: широта 500 00,21 N, долгота 1550 23,31 E.
Остров Парамушир входит в Северо-Курильский городской округ Сахалинской области России. От маяка ближайший ранее существовавший населённый пункт – селение Брюханово - в двух километрах. Сейчас там, как и в десятке других населённых пунктах острова, за исключением города Северо-Курильска, до которого 60 миль (111 километров), постоянно никто не живёт.
Мыс Васильева был впервые описан в 1805 году участниками первой русской кругосветной экспедиции на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 – 1846) и назван мысом Графа Васильева в честь графа Алексея Ивановича Васильева (1742 – 1806) – первого русского министра финансов.
В переводе с языка местных жителей – айнов «парамушир» - «широкий остров». Первыми на острове побывали в 1711 году казаки – землепроходцы во главе с атаманом Данилой Яковлевичем Анцифёровым (? – 1712) и есаулом Иваном Петровичем Козыревским (1680 – 1734). До 1875 года остров Парамушир принадлежал России. По подписанному в 1875 году Санкт-Петербургскому мирному договору все Курильские острова стали принадлежать Японии и оставались в её владении до 1945 года.
Маяк на мысе Васильева был построен японцами в начале Второй мировой войны (ориентировочно, в 1940 году), при подготовке к которой на острове Парамушир была создана крупная военно-морская база Касивабару (район города Северо-Курильск), имевшая в своём составе в том числе и 4 аэродрома. На острове к окончанию войны было 13 000 военнослужащих. Один из аэродромов – Карабу находился вблизи от маяка. Гарнизон острова Парамушир капитулировал 23 августа 1945 года. В плен сдалось около 8 000 военнослужащих.
Маяк имел цилиндрическую железобетонную башню высотой около 20 метров и диаметром 5,10 метра с фонарным сооружением. Толщина стен башни была 50 см. Подвал башни диаметром 3,90 метра и высотой 2,20 метра использовался в качестве резервуара питьевой воды, которую подавали по водопроводу из района аэродрома. Башня соединена с 2-этажным служебным железобетонным зданием размером в плане 7,30 х 4,20 метров 2-этажным железобетонным же переходом длиной 1,50 метра, в чистоте шириной 1,40 метра и высотой каждого этажа 2,50 метра. Это здание было соединено деревянным обвалованным переходом со стоявшим на расстоянии около 20 метров деревянным жилым домом. Остальные служебные, жилые и складские здания маяка были деревянными, каркасными. Маяк был соединён грунтовой дорогой с аэродромом.
Комментарий