первые рыбачьи поселения в беломорье возникли еще в глубокой древности — около третьего тысячелетия до н. э. племена, жившие по берегам волги и оки, продвигаясь водными путями на север, вышли к берегам студеного моря, заселив их вплоть до канина полуострова. в конце ix — начале x веков, спасаясь от тяжких работ, налогов и голода, на север по течениям северной двины и печоры двинулись новгородцы. они покорили “заволоцкую чудь” (финские племена. — авт.), вытеснили занимавшихся насилием и грабежами викингов и расселились по берегам белого моря. новгородцы быстро освоились с условиями плавания по морям и научились строить и управлять судами. вскоре они стали полными хозяевами беломорских вод. в xv веке русские поморы уже “промышляли и зимовали” на груманте (шпицберген. —авт.), новой земле, коле и печенге. в конце xv века поморье вошло в состав централизованного русского государства с центром в москве. в 1584 году в устье северной двины был основан город архангельск (до 1613 года новохолмогоры). с этих пор начинают развиваться торговые отношения с англией, голландией и другими государствами. наряду с архангельском, в xvi веке одним из торговых центров было поселение в широком устье реки мезень. сюда заходили не только поморские промысловые, но и иностранные торговые суда. они вывозили из мезени лес, смолу, меха, воск, кожи, сало, рыбу, мед, сибирскую пшеницу, а завозили соль, сукна, сахар, стекло, изделия из железа и др. английский мореплаватель стефан борро в 1550-х годах насчитал в мезенском заливе двадцать судов. через мезень пролегал путь русских мореходов в торговый центр обского края мангазею, основанный на реке таз в 1601 году. отсюда русские промысловые суда ходили и на шпицберген. никаких специальных навигационных знаков до xx века здесь не было. мореходы при подходе к мезени руководствовались исключительно опознанием естественных ориентиров, в основном приметных мысов и возвышенностей. одним из них был мыс абрамов — высокий, обрывистый, с ледяными прослоениями в нижних слоях почвы. издали обрыв мыса приметен серой массой с громадными черными оползнями торфа и тундры. с прошлого века на мысе стояла часовня, служившая мореплавателям отличительным знаком. ориентироваться мореплавателям при плавании в мезенском заливе, как и в других местах белого и баренцева морей, поморам помогали также своеобразные искусственные маяки — гурии и большие деревянные кресты. гурии представляли собой груды камней или костей морских животных конусообразной формы, а кресты изготавливались из местного плавника и служили, как правило, надгробными памятниками. некоторые кресты имели барельефы, вырезанные иконы, навесы для защиты от дождя и снега. крестовая форма такого знака и особые приметы позволяли мореходам не только опознать местность, но и уточнить свой курс, так как поперечина на всех крестах обязательно была направлена “от ночи на летник”, т. е. с севера на юг. известный полярный исследователь п. к. пахтусов в своем дневнике во время работ на новой земле в 1832 году отмечал: “промышленники, не знающие употребления склонения компаса, принимают компасные румбы за истинные и потому ставимые ими кресты всегда направлены по компасному меридиану” [6]. места расположения крестов, гуриев, их вид заносились в рукописные лоции, именуемые в народе “мореходными книгами”. эти лоции в виде тетрадей появились в конце xvi века. они хранились в большом секрете, помногу раз переписывались и передавались из рода в род, от отца к сыну. известна лоция поморов, озаглавленная как “расписание мореходства” [7]. введение к ней начиналось так: “сие мореходное описание составлено вернейшим порядком, по которому мореплаватели находят, то есть узнают все опасные места и чрез то сберегают жизнь свою”. далее следует молитва, которую, видимо, читали перед каждым отправлением в путь: “грядем во имя твое святое, спаситель наш иисус христос, сын божий, в путь. благослови творение твое и помилуй; во дни наши, полунощи и во все 24 часа, всю надежду на тебя, господи, уповаем, а в случае наших, от морских бурь или злых людей происходимых, бедствий и несчастий, пошли, господи, своего светителя и скорого помощника николая чудотворца на избавление нас, грешных. аминь”. в поморской лоции xviii века “книга мореходная с означением мест сколько от одного до другого расстояния и приметы становищам” встречаются такие записи: “в корабельное устье заходить: маяк (т. е. гурий или крест. — авт.) навести на веток или мало свести с встока, должно смотреть флаг бакана; а когда маяк придет меж веток полуношник... прямо ити на маяк...” [8]. так плавали в мезенском заливе до начала xx века. в 1909 году особая комиссия по вопросам постройки маяков и других предостерегательных знаков в белом море и северном ледовитом океане признала необходимым построить на мысе абрамов маячный огонь, “...поскольку на пути в мезенский залив есть быстрое течение и имеются банки. на эти банки надо бросить луч с маяка”. маяк начал действовать в 1910 году. это был небольшой деревянный дом, на железной крыше которого была возведена деревянная башенка с остроконечным куполом. как сообщается в “лоции белого моря” 1913 года, издали здание маяка было “настолько незначительных размеров”, что часовня, стоявшая с давних времен там же, открывалась раньше его. вначале на маяке был установлен временный диоптрический осветительный аппарат 6-го разряда. несколько лет спустя его заменили на более сильный — 4-го разряда с керосинокалильной горелкой. в 1931 году маяк перестроили, сохранив в основном его внешний вид. в 1989 году он был переведен на автоматический режим работы от изотопной энергетической установки. в настоящее время маяк светит белым проблесковым огнем, освещая с высоты 31 м от уровня моря весь горизонт на расстояние до 12 миль. наряду со световым, на мысе действует радиомаяк. источник информации: маяки россии (исторические очерки). издание гунио мо рф, спб, 2001 год, авторы а.а. комарицин, в.и. корякин, в.г. романов.
Объявление
Свернуть
Пока нет объявлений.
История
Свернуть
X
-
-
АБРАМОВСКИЙГеографические координаты: широта 66° 24,6' N, долгота 43° 20,5' Е.Высота сооружения от основания 14 м.Высота огня от уровня моря 31м.Дальность видимости 17 миль.Установлен на обрывистом мысе Абрамовский в Мезенском заливе Белого моря.Обеспечивает плавание на подходе к порту Мезень.Построен в 1910 г. в виде небольшого деревянного дома, совмещенного с желтой четырехгранной башней (с 1931 г. — каменной) и фонарным сооружением.Светит белым проблесковым огнем.Оборудован радиомаяком.Обслуживается постоянным персоналом.
-
2008 году на труднодоступной станции Абрамовский Маяк построен новый дом, баня и дизельное помещение (старый дом и другие подсобные строения вместе с обваливающимся берегом рухнули в море). Отмечающееся потепление не преминуло сказаться, тундра стала подтаивать и медленно сползать в море. Под угрозой обрушения и местная достопримечательность деревянный маяк, возраст которого превышает сотню лет. Примечателен он еще и тем, что подобно знаменитой Пизанской башне имеет большой наклон и в ближайшие годы море поглотит и его. Поэтому упустить возможность посетить произведение зодчества конца XIX века я ни в коем случае не мог. От метеорологической станции до него всего 200 метров, раньше к маяку были проложены деревянные мостки, сейчас они уже сгнили.
Маяк построенный из добротного бруса, хоть и покосился, еще довольно крепок и прочен. Винтовая лестница ведет на многометровую высоту, на самом верху становится немного не по себе. Во-первых, наклон маяка дает о себе знать, а во-вторых, ветер его все же раскачивает, но все это компенсируется незабываемыми ощущениями, которые испытываешь, поднявшись на смотровую площадку, с которой открывается изумительный обзор, с одной стороны – на бескрайнюю тундру, а с другой – на волнующее море…2014
Комментарий
Каналы
Свернуть
Комментарий