escort ordu kıbrıs escort escort izmit escort bodrum escort rize escort konya escort kırklareli escort van halkalı escort escort erzurum escort sivas escort samsun escort tokat altinrehbereskisehir.com konyachad.com sakaryaehliyet.com tiktaktrabzon.com escortlarkibris.net canakkalesondaj.com kayseriyelek.com buderuskonya.com История - Маяки и маячники. Открытая энциклопедия маяков и маячников мира

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

История

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • История

    первые рыбачьи поселения в беломорье возникли еще в глубокой древности — около третьего тысячелетия до н. э. племена, жившие по берегам волги и оки, продвигаясь водными путями на север, вышли к берегам студеного моря, заселив их вплоть до канина полуострова. в конце ix — начале x веков, спасаясь от тяжких работ, налогов и голода, на север по течениям северной двины и печоры двинулись новгородцы. они покорили “заволоцкую чудь” (финские племена. — авт.), вытеснили занимавшихся насилием и грабежами викингов и расселились по берегам белого моря. новгородцы быстро освоились с условиями плавания по морям и научились строить и управлять судами. вскоре они стали полными хозяевами беломорских вод. в xv веке русские поморы уже “промышляли и зимовали” на груманте (шпицберген. —авт.), новой земле, коле и печенге. в конце xv века поморье вошло в состав централизованного русского государства с центром в москве. в 1584 году в устье северной двины был основан город архангельск (до 1613 года новохолмогоры). с этих пор начинают развиваться торговые отношения с англией, голландией и другими государствами. наряду с архангельском, в xvi веке одним из торговых центров было поселение в широком устье реки мезень. сюда заходили не только поморские промысловые, но и иностранные торговые суда. они вывозили из мезени лес, смолу, меха, воск, кожи, сало, рыбу, мед, сибирскую пшеницу, а завозили соль, сукна, сахар, стекло, изделия из железа и др. английский мореплаватель стефан борро в 1550-х годах насчитал в мезенском заливе двадцать судов. через мезень пролегал путь русских мореходов в торговый центр обского края мангазею, основанный на реке таз в 1601 году. отсюда русские промысловые суда ходили и на шпицберген. никаких специальных навигационных знаков до xx века здесь не было. мореходы при подходе к мезени руководствовались исключительно опознанием естественных ориентиров, в основном приметных мысов и возвышенностей. одним из них был мыс абрамов — высокий, обрывистый, с ледяными прослоениями в нижних слоях почвы. издали обрыв мыса приметен серой массой с громадными черными оползнями торфа и тундры. с прошлого века на мысе стояла часовня, служившая мореплавателям отличительным знаком. ориентироваться мореплавателям при плавании в мезенском заливе, как и в других местах белого и баренцева морей, поморам помогали также своеобразные искусственные маяки — гурии и большие деревянные кресты. гурии представляли собой груды камней или костей морских животных конусообразной формы, а кресты изготавливались из местного плавника и служили, как правило, надгробными памятниками. некоторые кресты имели барельефы, вырезанные иконы, навесы для защиты от дождя и снега. крестовая форма такого знака и особые приметы позволяли мореходам не только опознать местность, но и уточнить свой курс, так как поперечина на всех крестах обязательно была направлена “от ночи на летник”, т. е. с севера на юг. известный полярный исследователь п. к. пахтусов в своем дневнике во время работ на новой земле в 1832 году отмечал: “промышленники, не знающие употребления склонения компаса, принимают компасные румбы за истинные и потому ставимые ими кресты всегда направлены по компасному меридиану” [6]. места расположения крестов, гуриев, их вид заносились в рукописные лоции, именуемые в народе “мореходными книгами”. эти лоции в виде тетрадей появились в конце xvi века. они хранились в большом секрете, помногу раз переписывались и передавались из рода в род, от отца к сыну. известна лоция поморов, озаглавленная как “расписание мореходства” [7]. введение к ней начиналось так: “сие мореходное описание составлено вернейшим порядком, по которому мореплаватели находят, то есть узнают все опасные места и чрез то сберегают жизнь свою”. далее следует молитва, которую, видимо, читали перед каждым отправлением в путь: “грядем во имя твое святое, спаситель наш иисус христос, сын божий, в путь. благослови творение твое и помилуй; во дни наши, полунощи и во все 24 часа, всю надежду на тебя, господи, уповаем, а в случае наших, от морских бурь или злых людей происходимых, бедствий и несчастий, пошли, господи, своего светителя и скорого помощника николая чудотворца на избавление нас, грешных. аминь”. в поморской лоции xviii века “книга мореходная с означением мест сколько от одного до другого расстояния и приметы становищам” встречаются такие записи: “в корабельное устье заходить: маяк (т. е. гурий или крест. — авт.) навести на веток или мало свести с встока, должно смотреть флаг бакана; а когда маяк придет меж веток полуношник... прямо ити на маяк...” [8]. так плавали в мезенском заливе до начала xx века. в 1909 году особая комиссия по вопросам постройки маяков и других предостерегательных знаков в белом море и северном ледовитом океане признала необходимым построить на мысе абрамов маячный огонь, “...поскольку на пути в мезенский залив есть быстрое течение и имеются банки. на эти банки надо бросить луч с маяка”. маяк начал действовать в 1910 году. это был небольшой деревянный дом, на железной крыше которого была возведена деревянная башенка с остроконечным куполом. как сообщается в “лоции белого моря” 1913 года, издали здание маяка было “настолько незначительных размеров”, что часовня, стоявшая с давних времен там же, открывалась раньше его. вначале на маяке был установлен временный диоптрический осветительный аппарат 6-го разряда. несколько лет спустя его заменили на более сильный — 4-го разряда с керосинокалильной горелкой. в 1931 году маяк перестроили, сохранив в основном его внешний вид. в 1989 году он был переведен на автоматический режим работы от изотопной энергетической установки. в настоящее время маяк светит белым проблесковым огнем, освещая с высоты 31 м от уровня моря весь горизонт на расстояние до 12 миль. наряду со световым, на мысе действует радиомаяк. источник информации: маяки россии (исторические очерки). издание гунио мо рф, спб, 2001 год, авторы а.а. комарицин, в.и. корякин, в.г. романов.
    Последний раз редактировалось МаячОка; 18-05-2016, 01:19.

  • #2
    АБРАМОВСКИЙГеографические координаты: широта 66° 24,6' N, долгота 43° 20,5' Е.Высота сооружения от основания 14 м.Высота огня от уровня моря 31м.Дальность видимости 17 миль.Установлен на обрывистом мысе Абрамовский в Мезенском заливе Бе­лого моря.Обеспечивает плавание на подходе к порту Мезень.Построен в 1910 г. в виде небольшого деревянного дома, совмещенного с желтой четырехгранной башней (с 1931 г. — каменной) и фонарным соору­жением.Светит белым проблесковым огнем.Оборудован радиомаяком.Обслуживается постоянным персоналом.

    Комментарий


    • #3
      2008 году на труднодоступной станции Абрамовский Маяк построен новый дом, баня и дизельное помещение (старый дом и другие подсобные строения вместе с обваливающимся берегом рухнули в море). Отмечающееся потепление не преминуло сказаться, тундра стала подтаивать и медленно сползать в море. Под угрозой обрушения и местная достопримечательность деревянный маяк, возраст которого превышает сотню лет. Примечателен он еще и тем, что подобно знаменитой Пизанской башне имеет большой наклон и в ближайшие годы море поглотит и его. Поэтому упустить возможность посетить произведение зодчества конца XIX века я ни в коем случае не мог. От метеорологической станции до него всего 200 метров, раньше к маяку были проложены деревянные мостки, сейчас они уже сгнили.
      Маяк построенный из добротного бруса, хоть и покосился, еще довольно крепок и прочен. Винтовая лестница ведет на многометровую высоту, на самом верху становится немного не по себе. Во-первых, наклон маяка дает о себе знать, а во-вторых, ветер его все же раскачивает, но все это компенсируется незабываемыми ощущениями, которые испытываешь, поднявшись на смотровую площадку, с которой открывается изумительный обзор, с одной стороны – на бескрайнюю тундру, а с другой – на волнующее море…2014

      Комментарий

      Каналы

      Свернуть

      Обработка...
      X