Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

История. Характеристики

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • История. Характеристики

    Названия и именования Известен как: Seskär Сескар На северо-западной оконечности Сескара, на мысе Северном, находится мол длиною в 500 м, продолженный практически полностью разрушенным причалом. Доступ к молу с моря почти невозможен из-за обилия камней. Здесь же, на северо-западе, возвышается маяк, представляющий собою башню 31 м высотой, отлитую из пушечного чугуна в 1858 г. Фокальная плоскость его находится на высоте 30 м. Каждые 30 сек. маяк даёт две белые вспышки, разделяемые временем в 6,5 сек. Возле маяка расположен маячный городок с вертолётной площадкой, а в 1 км к югу от него — пограничная застава. Кроме того, на острове есть заброшенный аэродром и радиобашня Региональной системы безопасности мореплавания, возведённая в 2005 г.. На маяке расположено оборудование Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО), обеспечивающей наблюдение за радиационном фоном в радиусе 30 км от Ленинградской АЭС. Существует две версии происхождения названия Сескар. Согласно первой, название — финское, составленное из слов seitsen («семи») и kari («подводный камень, риф»). Согласно второй — шведское, состоящее из sjo («морской») и skar («скалистый островок»). Маяк на Сескаре существовал ещё при шведах, в XVII веке. В 1721 году по Ништадтскому миру остров с маяком отошёл от Швеции к России, причём маяк был в весьма ветхом состоянии, так что его пришлось ремонтировать в 1725 и 1727 годах В 1732 году у острова разбился пакетбот под командою мичмана Шепелёва, шедший из Кронштадта в Любек. Катастрофа произошла из-за ошибочности применявшихся тогда на флоте голландских карт и привела к их замене картами, сделанными Фёдором Соймоновым по данным Мартына Янцына. В 1755 г. островной маяк вновь подвергся ремонту. В 1767 году на Сескаре была построена новая кирха, одна из самых маленьких финских церквей: лежащий в её основании шестерик имел в поперечнике 9 м. В 1786 году на острове был создан карантинный дом, содержавшийся за счёт таможенных доходов. С началом русско-шведской войны (1788—1790) на Сескаре организовали военно-морской лазарет, связь которого с действующим флотом осуществляло госпитальное судно «Холмогоры». После Гогландского сражения русский флот — за исключением повреждённых кораблей и пленённого «Принца Густава», которые ушли в Кронштадт, — укрылся у Сескара. В мае 1790 года между Сескаром и Красной Горкой началось Красногорское сражение, длившееся 2 дня и закончившееся под Выборгом победой русской кронштадтской эскадры. Шведами командовал генерал‑адмирал Карл Зюдерманландский, русскими — вице‑адмирал Александр Круз. Вечером после первого дня сражения шведский флот чинился возле острова. В 1794 году возле Сескара потерпело крушение и было выброшено на камни судно «Маргарита», шедшее с грузом леса из Кронштадта в Ревель. Все моряки были спасены жителями острова, за что последние получили премию в 100 руб. В 1807 г. на Сескаре построен новый маяк — двадцатиметровая кирпичная башня красного цвета с белым цоколем — по проекту Леонтия Спафарьева. В ноябре 1840 года в пяти милях к юго-западу от острова затонуло британское торговое судно «Гуноп» с грузом индиго и сандалового дерева. Агенты Лондонского Ллойда не смогли получить помощь в подъёме груза на поверхность от начальника Кронштадтского порта, и в январе 1841 года за это дело взялся кронштадтский купец Василий Недоносков. С помощью механизмов, им самим сконструированных, он поднял почти весь груз без привлечения водолазов и доставил его на подводах в Петербург. Для работ Недоносковым были наняты 350 местных жителей. Крымскую войну англо-французский флот под командой вице-адмиралов Чарльза Непира и Александра Парсеваля-Дешена базировался возле острова в 1854 и 1855 годах По окончании войны, в 1858 году, на Сескаре поставили и освятили новый маяк, представляющий собою 30-и метровую башню, отлитую англичанином Грисселем из артиллерийского чугуна. Английские же рабочие смонтировали саму башню и маячное оборудование. Башня оказалась первым чугунным маяком на русской территории. Маяк после многочисленных ремонтов функционирует на острове по сей день. В 1878 году на Сескаре построили под руководством ингерманландского крестьянина Яякко Колесавы новую кирху. До настоящего времени ни одной кирхи на острове не сохранилось. о время Гражданской войны в 1919—1920 годах возле Сескара находилась британская эскадра. В августе 1919 года подводная лодка РККФ «Пантера» под командой Александра Бахтина потопила на рейде острова английский эсминец типа V «Виттория» (Vittoria),, а в октябре того же года возле Сескара подорвался на мине однотипный первому эсминец «Веруланум» (Verulam). Оба потопленных корабля были переданы англичанами во владение Финляндии, но при осмотре в 1925 году были признаны непригодными к починке. В 1920 году Сескар перешёл по Тартускому мирному договору к Финляндии и был демилитаризован. К 1939 году регулярных войск на острове не было: только полиция, щюцкор, пограничники с несколькими пушками и пулемётами. Сескар представлял собой местный курорт с хорошо оборудованным пляжем на северной стороне, гостиницей и рестораном в центре острова. Советской морской пехотой во время Советско-финской войны Сескар был занят 30 ноября 1939 года при недолгом сопротивлении финской стороны. После высадки десантный батальон, оставив 15 человек до прибытия комендатуры, погрузился на корабли и ушёл к острову Лавенсаари. Зимняя оборона КБФ всю войну держала на острове гарнизон, снабжавшийся по снежной дороге. В марте 1940 г. остров имел условное название Полтава. С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сескар вошёл в Лужский укреплённый сектор, а в районе острова создали Восточную минную позицию, в которую включили также остров Гогланд. 26 августа на Сескар эвакуировали часть береговой артиллерии с материка, а Лужский укреплённый сектор на следующий день расформировали. С занятием финскими и германскими войсками большинства островов в Финском заливе, Сескар вместе с островом Лавенсаари стал передовым пунктом базирования Балтийского флота. Зимой 1941—1942 и 1943—1944 годов действовала ледовая автомобильная дорога Шепелёвский маяк — Сескар — Лавенсаари протяжённостью в 71 км. Зимой 1942—43 гг. льда в районе островов Сескар и Лавенсаари не было. Дорога пересекалась с германской ледовой дорогой маяк Стирсудден — Кургальский полуостров. На перекрёстке, прозванном «Международным», периодически возникали перестрелки. Обслуживали советскую дорогу инженеры флота. В 1942 году Сескар включили в Островной сектор обороны Балтийского флота. На острова Сескар и Лавенсаари базировались корабли охраны водного района, обеспечивавшие проводку выходящих на охоту подводных лодок и конвоев из Кронштадта, поэтому в районе острова постоянно происходили морские и воздушные сражения. В июне 1944 года перед началом Бьёркской десантной операции с Сескара на Берёзовые острова высаживались разведгруппы морской пехоты.
    Последний раз редактировалось МаячОка; 24-05-2016, 17:11.

  • #2

    Комментарий


    • #3
      Спасибо за интересную историческую справку. Мне этот маяк очень дорог, считаю Сескар своей второй родиной. Я родилась в 1976 году и когда мне был год, родители уехали на Сескар работать на маяк. На тот момент там достраивали новый маячный городок, тот который существует и по сей день. Родители говорили, что когда они переехали на Сескар, там еще оставалось несколько целых финских домов, расположенных на бывших финских хуторах. Я помню только один такой дом (его называли "Цинковая крыша"), на моей памяти он и рухнул. Городок маячный на тот момент был новый, дом двухэтажный для маячников на 4 квартиры, у нас был водопровод, колонка, чтобы греть воду, ванная, туалет, все как в городе. Отдельное здание где стояли дизельные станции для обеспечения электроэнергией, здание радиорубки для сеансов связи, много подсобных зданий. Вобщем, быт маячников там был весьма комфортным. Гранитный мол (дамба), про который здесь писалось, заканчивался деревянным пирсом, к нему подходили катера гидрографической службы (БГК) и плашкоуты с больших судов. По дамбе были проложены рельсы, ходила грузовая вагонетка. Очень жаль, что сейчас там все пришло в упадок, пограничного поста больше нет, я наверное застала там самые лучшие времена. Природа там конечно восхитительная, это не рассказать, надо видеть. Сама башня маяка я считаю просто уникальная, собранная из чугунных деталей. И еще мне очень нравилось, что линза маяка вращалась и он не просто давал вспышки с определенным интервалом, как другие маяки, а светил постоянным лучом, хотя с моря выглядит как вспышка. Еще очень запомнилось, что на день линза закрывалась шторами, чтобы их поднять или опустить, был специальный механизм, расположенный на первом этаже башни. Хотелось бы пообщаться и поделиться воспоминаниями с кем-нибудь, чья судьба была связана с Сескаром. Последний раз там была в 2001-2002 г., уже просто проездом.

      Комментарий


      • #4
        Спасибо за историческую справку в теме!! Если есть фото можете выложить скан?? И еще очень хочется узнать информацию о маячниках- если вспомните напишите пожалуйста!!

        Комментарий


        • #5
          «Установлен на северо-западной оконечности острова Сескар, лежащего в Финском заливе южнее Большого Корабельного фарватера. Обеспечивает плавание по этому фарватеру.

          Название острова предположительно финское, означающее в переводе “семь камней”. А. И. Нагаев в своей “Лоции Балтийского моря” писал в 1751 году: “Остров Сескар средней высоты, песчаный, лесной, от юга, запада и северо-запада осыпан каменьями и мелкостями далече, с востока к нему приглубо”.

          Первый маяк на острове был построен еще шведами. Однако, когда по Ништадтскому миру (1721) остров перешел к России, от него, видимо, мало что осталось, так как 29 июня 1723 года Петр I через графа Ф. М. Апраксина передал устное приказание Адмиралтейств-коллегии возвести на острове новый маяк. Во исполнение этого решения Адми-ралтейств-коллегия 30 июля 1724 года постановила: “На Сескаре сделать бакан (имеется в виду маяк. — Авт.) и к нему подлежащие инструменты: канфоры, ресторы и решетки... Для смот«смотрения и содержания огня отправить на Сескар вместо мужиков двух человек матросов” [78].

          Маяк возвели в 1725 году на северо-восточном мысе острова недалеко от уреза воды. Он представлял собой возвышение из камней, на верхней площадке которого в металлической канфоре жгли дрова и уголь.

          1 ноября 1726 года при сильном шторме берег подмыло, и маяк разрушился. Об этом в Кронштадте узнали только 6 февраля 1727 года от матроса, пришедшего с острова по льду.

          Чтобы открыть маяк с началом навигации, по распоряжению вице-адмирала П. И. Сиверса в феврале—марте в Кронштадте собрали новую деревянную башню высотой 12,8 м и после вскрытия льда доставили ее на остров и установили на том же мысе, но только дальше от уреза воды. На маяке по-прежнему жгли дрова и уголь. Поддерживала огонь команда из матросов во главе с унтер-офицером. Видимо, выполняла она свои обязанности плохо, так как Адмиралтейств-кол-легия в журнале от 15 февраля 1737 года вынуждена была отметить: “В районе Сескара потерпел кораблекрушение английский корабль. Причина: на маяке служили унтер-офицер и рядовые, не способные обслуживать маяк и вести журнал. Решили впредь... где огни содержатся... определять штурманов с потребными в помощь служителями,

          которым отпускать каждому по компасу и бумагу... Назначить «ответственного за содержание огней капитана Говея” [79].

          В 1741 году в связи с началом войны со Швецией маяк по указанию Адми-ралтейств-коллегии был разобран и сожжен, а после окончания войны вновь восстановлен.

          Деревянная башня простояла почти 80 лет. На ней ежегодно сжигалось 100 куб. саженей (9700 м!) дров и 2400 пудов (40 т) каменного угля, завозившегося сюда из Кронштадта. Для доставки дров и угля с судов к маяку привлекались местные крестьяне. Между прочим, в 1728 году капитан Гове через Кронштадтскую «контору над портом жаловался в Адмиралтейств-кол-легию, что вследствие “употребления крестьян в работы мызником Да-костою, владевшим землями на Сескаре и Гогланде, большая часть крестьян, живших на этих островах, разбежалась, отчего для прохода военных и купецких кораблей дров заготовлять некем”.

          В 1802 году во время гидрографических работ в Финском заливе капитан 1 ранга Г. А. Сарычев обследовал остров и записал в рабочем журнале: “Остров Сескар имеет длину от SO к NW 5 '/2 >*а ширину 13/4 версты. От северной его оконечности к NW и от южной на SW простираются каменистые рифы... По восточную сторону острова на берегу находится Карантийный двор, и поблизости дом пристава и его подчиненных. На северо-восточном мысу построен деревянный на столбах маяк, вышиной 42 фута. Вверху его посередине открытой площадки на тагане при тихих ветрах жгут дрова, а при бурных — уголья. Маяк стоит на самом возвышенном месте, а потому высотою равен почти с растущим на острове лесом, и с моря едва приметен — почему нужно сделать его выше; а как он приходит уже в ветхость, то вместо исправления его лучше построить новый каменный на северо-западном мысу острова, где полезнее ему быть. Ибо на полторы версты против старого будет он ближе к оконечности самого «опасного рифа, простирающегося к северо-западу на 6 верст. На западной стороне острова есть деревня из 30 дворов... Крестьяне салаку ловят и укладывают в бочки, потом отвозят в Монвик, Папанвик и Кашпервик, и променивают ее эстляндским крестьянам на рожь” [50].

          Адмиралтейств-коллегия, рассмотрев предложение Сарычева, распорядилась построить на Сескаре новый каменный маяк в месте, указанном руководителем гидрографической экспедиции.

          Проект каменного маяка, открывшего освещение в 1807 году, был разработан смотрителем маяков Балтийского моря капитаном 2 ранга JI. В. Спафарьевым и рассмотрен и одобрен известным архитектором, создателем здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге А. Д. Захаровым

          Комментарий


          • #6
            «Он представлял собой кирпичную башню красного цвета с белым основанием, увенчанную двенадцатигранным фонарным сооружением, в котором на высоте 27 м от уровня моря были установлены 24 масляные лампы с посеребренными рефлекторами. Строительство маяка обошлось казне в 40 465 руб., что представляло в то время значительную сумму. Это был самый дорогой маяк в Финском заливе.

            К сожалению, башня была построена недостаточно качественно и вскоре начала разрушаться. В 1853 году директор маяков Балтийского моря капитан 1 ранга Баранов докладывал в Гидрографический департамент: “Маяк крайне ветох, в опасном положении. Надо обязательно построить временный деревянный и перенести на него осветительный аппарат”.

            В том же году эти работы были выполнены, но освещение на временном маяке открыть не успели — началась Крымская война и управляющий Морским министерством, чтобы затруднить плавание неприятельским кораблям, приказал разобрать и старый кирпичный маяк, и недостроенный новый временный. Осветительный аппарат и команда, обслуживавшая маяк, в феврале 1854 года были переправлены на материковый берег.

            Высадившиеся на остров англичане пытались восстановить маяк, который был им крайне необходим, но не смогли. Обозлившись, они уничтожили все строения, а строительный лес вывезли.

            В 1856 году после окончания военных действий временный деревянный маяк восстановили. 1 августа 1856 года он вновь начал действовать. Одновременно для более надежного ограждения острова «фарватера Морское министерство по предложению Гидрографического департамента приняло решение построить на Сескаре новый классный металлический маяк с диоптрическим светооптическим аппаратом системы Френеля.

            Заказ на изготовление башни был выдан английской фирме промышленника Грисселя. Фирма бралась не «только изготовить чугунную башню, но и доставить ее на остров и установить.

            Создание чугунного маяка, которых в то время было еще очень мало, вызвало интерес не только в России, но и в Англии. Газета “Лондонские новости” сообщала по этому поводу: “Весной 1858 года жители Гокстона собирались на набережной Регентова канала... чтобы полюбоваться необычным сооружением, выставленным руководством завода. Это был маяк, назначенный к сооружению на острове Сескар. Сделан по заказу Его Императорского Высочества, великого князя генерал-адмирала.

            Маяк имеет вид цилиндра, несколько суживающегося кверху; он состоит из чугунных плит, из которых 10 занимают высоту и такое же число идет на образование окружности. Маяк имеет высоту 82 фута, а у вершины 12 футов, через что он получает вид правильной колонны. Вершину окружает галерея, поддерживаемая красивыми кронштейнами, через что она получает вид как бы капители колонны. Толщина составляющих колонну плит простирается от Г‘/4 дюйма до 7/а дюйма. Плиты связываются вместе винтовыми болтами. Сквозь центр маяка проходит большая труба, диаметром в 18 дюймов, простирающаяся от основания до вершины и служащая для поддержания как различных железных полов, так и диоптрического огня. Сквозь трубу опускается гиря, которая приводит в движение части осветительного снаряда, производящего проблески.

            Ко всем пяти этажам ведет спиральная лестница. На «вершине колонны установлен двенадцатисторонний фонарь, который состоит из чугунных плит. В оконный переплет у фонаря выставлено 36 больших зеркальных стекол толщиной по полдюйму.

            Как маяк, так и фонарь — ярко-красного цвета. Внутренняя часть фонаря обвешивается в продолжении дня толстыми полотняными занавесками для устранения солнечных лучей — предосторожность весьма необходимая, ибо, когда солнечные лучи падали бы на фокусы чечевицеобразных стекол, образующих поворотную часть снаряда, то эти стекла превращаются в зажига«зажигательные, до того сильные, что действием солнца расплавили бы медные части фонаря.

            Осветительный аппарат диоптрической системы Френеля изготовлен по заказу г. Гриссель на заводе Чанса близ Бирмингема. По этой системе одной лампы, установленной в фокусе прибора, достаточно для

            того, чтобы проливать яркий поток света по всему горизонту. Огонь, о котором идет речь, принадлежит к 2-му разряду, т. е. к разряду вращающихся. Он показывает через каждую полуминуту по проблеску” [80].

            Чугунная башня в разобранном виде была доставлена на английском судне “Хонор” в Кронштадт, а оттуда 19 июля 1858 года на плоскодонном судне — к острову. К берегу ее переправляли на двух баржах. Для выгрузки чугунных щитов построили специальную пристань на ряжевых ящиках, и на ней установили небольшой кран. Всего в погрузочно-разгрузочных работах участ-МаякСескар ***вовало ***40 ***матросов. Через сутки»

            Комментарий


            • #7
              «после начала работ весь груз (около 200 т) находился на строительной площадке.

              Сборку башни осуществляли английские мастера, 10 отобранных матросов-такелажников из Кронштадта и 6 мастеровых с Ижорского завода. Общее руководство строительством осуществлял строитель балтийских маяков подполковник Шен, а в его отсутствие — помощник директора маяков Балтийского моря подполковник Шавернов-ский.

              Через месяц монтажные и регулировочные работы были закончены, и 23 сентября 1858 года маяк начал действовать. Он был установлен на гранитном цоколе на фундаменте прежней кирпичной башни. Это была первая в России маячная башня из чугунных плит заводского изготовления. Новый маяк светил постоянным белым огнем на расстояние до 12 миль. В последующие годы на нем неоднократно менялось световое оборудование и источники света, но башня сохранилась в неизменном виде по сей день. Временную дере«деревянную башню в 1859 году перенесли на остров Стеншер.

              Посетивший вскоре после окончания строительства маяк адъютант генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича капитан 1 ранга Лисянский докладывал своему начальнику: “Просвещенное внимание Главного морского начальства к первостатейным нуждам мореплавателей в отечественных морях щедро выразилось созданием нескольких великолепных маяков, не уступающих блеском своего огня и изяществом постройки лучшим учреждениям подобного рода в Западной Европе. Можно с уверенностью сказать, что осветительные огни Сескара, Люзерорта, Дагерорта и Кокшера спасли не одно судно, застигнутое мраком бурной и нескончаемой октябрьской ночи от верной и ужасной гибели’’ [81].

              Во время Первой мировой войны маяк не пострадал. В 1914— 1920 годы он, как правило, включался только по приказанию командования Балтийского флота.

              В 1920 году остров Сескар по мирному договору между Финляндией и Советской Россией отошел к Финляндии. Вновь он был присоединен к СССР в 1940 году после советско-финляндской войны 1939—1940 годов.

              В начале Великой Отечественной войны на острове располагался военный гарнизон и базировался небольшой отряд кораблей, способствовавшие нашим войскам в обороне Ленинграда.

              В 1942—1943 годах через Сескар проходила ледовая дорога: маяк Шепелевский—остров Сескар—остров Лавенсаари (Мощный). Немцы неоднократно наносили массированные удары по острову, но гарнизон устоял.

              После вскрытия льда весной 1943 года надводными «кораблями и авиацией противника у островов Лавенсаари и Сескар было поставлено более 500 мин. Однако тральщикам Балтийского флота удалось очистить фарватеры и свести до минимума число случаев подрыва кораблей на минах в своей операционной зоне. Маяк. «лужил хорошим ориентиром для тральщиков во время траления.

              Попытки высадиться на остров Сескар врагу не удались даже в исключительно тяжелом для Балтийского флота 1944 году. К началу года в руках противника находились все острова к западу от Кронштадта, кроме Сескара, Пенисари и Лавенсаари.

              После того, как враг был отброшен от Ленинграда и началось успешное наступление наших войск на запад, в районе Сескара— Лавенсаари началось боевое траление всех минных полей. Маяк принимал участие в навигационном обеспечении этой важной и ответственной операции флота.

              После войны все здания и помещения маяка отремонтировали, построили новые жилые дома, дополнительно к световому оборудованию на маяке установили наутофон, радиомаяк, ветро- и дизель-электро-станцию, станцию радионавигационной системы ближнего действия.» «настоящее время маяк светит белым проблесковым огнем на расстояние 15 миль.

              На башне маяка, которая и сегодня находится в хорошем состоянии, установлена мемориальная доска с надписью:

              “Первый чугунный маяк в России поставлен в 1858 году на острове Сескар в царствование Государя императора Александра II и бытность Генерал-адмиралом государя Великого князя Константина Николаевича при управляющих Морским министерством вице-адмирале Метлине Строительным департаментом генерал-майоре Роде Дирекцией маяков генерал-майоре бароне Врангеле".

              Рядом с башней братская могила моряков транспорта “Радуга”, погибшего 23 декабря 1943 года, и катера МО-302, погибшего 26 мая 1944 года.

              На маяке служило много замечательных людей. Почти 40 лет проработал на маяках Балтики, в том числе и на Сескаре, Василий Федорович Арбатский. Более 20 лет служит нынешний его начальник Анатолий Алексан«Александрович Пискунов. Более двух десятилетий несут вахты на Сескаре Виктор Иванович и Таисия Ивановна Афиногеновы. Благодаря труду таких людей, моряки уверенно плавают в сложном в навигационном отношении Финском заливе.»

              Комментарий


              • #8
                В 2008 Сескару—150 лет

                Комментарий


                • #9
                  https://lenobl-travel.livejournal.com/420000.html

                  Комментарий


                  • #10
                    СЕСКАРГеографические координаты: широта60 02,1' N, долгота 28”21,9' Е.' Е.Высота сооружения от основания 30 м. Высота огня от уровня моря 30 м. Дальность видимости 15 миль. Установлен на северо-западной оконечно*сти острова Сескар, лежащего в восточной части Финского залива южнее Большого Ко*рабельного фарватера (см. рис. на с. 139).Указывает положение северной оконечно*сти острова и обеспечивает плавание в восточ*ной части Финского залива.Построен в 1725 г. по распоряжению Пет*ра I. Представлял собой возвышение из кам*ней, на верхней площадке которого жгли дрова и уголь. Несколько раз пе*рестраивался. В 1858 г. возведена первая в России маячная башня из чугунных плит в форме цилиндра, несколько сужающегося кверху, окра*шена в красный цвет с широкой белой полосой; сохранилась до настоящего времени в неизменном виде.Светит белым проблесковым огнем.Оборудован резервным огнем.Обслуживается постоянным персоналом
                    Последний раз редактировалось МаячОка; 16-11-2017, 13:36.

                    Комментарий


                    • #11
                      Друзья и коллеги!
                      5 октября (23 сентября по старому стилю) ныне действующему маяку исполнилось 160 лет!
                      В связи с юбилеем, хотелось -бы в виде подарка разместить статью, опубликованную в журнале "Морской сборник" №7 за 1858 год (в оригинале).

                      Сескар 1858.pdf


                      Открытка из коллекции Klaus Hülse (Германия)
                      Вложения
                      Последний раз редактировалось Vite4ka; 07-10-2018, 16:08.

                      Комментарий

                      Каналы

                      Свернуть

                      Обработка...
                      X