Выйдя из дома мы по деревянным мосткам отправились в сторону маяка. Андрей показал на проталину в снегу заполненную желтоватой водой.
--Это у нас" колодец". Но он работает пока снег не растает. Не нарзан конечно, но пить можно, только кипятить надо.
Позже, когда снег сошел я понял смысл его слов. Весь остров был покрыт следами жизнедеятельности лошадей, собак и прочей фауны. Да такая вот суровая была реальность.
--Вот это баня,а вот там склады с продовольствием, запчастями и ГШИ. --махнул мой начальник рукой в сторону небольших аккуратных зданий. Мы пошли дальше. Немного не доходя до маяка зашли в довольно потрепанное кирпичное здание.Это была дизельная. То что я увидел, меня изрядно удивило. На фоне общей ветхости здания внутри оказалась идеальна чистота. Прямо как в хирургическом отделении, подумал я глядя на чистый пол выложенный керамической плиткой. В Центре стояли два небольших дизель-генератора. Ближе к стене перед огромным щитом управления стояли еще два агрегата по внешнему виду похожие на генераторы.Как я узнал позже это было наутофонное оборудование фирмы SIMENS.Оно предназначено для подачи звуковых сигналов во время туманов.
Андрей передвигался по рифленым металлическим трапам закрывающие в полу каналы с трубопроводами, раскакзывая попутно о назначении оборудования и перечисляя его технические характеристики. . Потом мы подошли к верстаку. На стенде над ним висели гаечные ключи, отвертки и прочий слесарный инструмент. Все было сделано аккуратно и с душой. Мой экскурсовод перехватил мой восторженный взгляд, довольно улыбнулся.
--Да, у нас на флоте принято поддерживать порядок.Мы это делаем регулярно каждую субботу перед баней.
--Здорово! Открой секрет почему на дизеле вон там и вот тут висят банки? -спросил я Андрея, показывая на дизеля.
-Секрета тут никакого нет,просто топливопровод подтекает. Все старое, если начнешь подтягивать, резьба может не выдержать и тогда будет уже не капать, а потечет ручьем. Лучше не трогать.-сказал Андрей и позвал меня подняться на маяк.
Башня маяка тоже имела множественные отметины сурового морского климата. Стена со стороны моря пострадала особенно сильно. Штукатурка отслоилась, обнажив красную кирпичную кладку. Да работы тут будет много, подумал я, твердо решив обязательно сделать ремнт башни.
На входной двери замка не было, впрочем как и на большинстве зданий на острове, кроме складов разумеется.Внутри рядом с дверью, в нише на полке стоял прибор с биркой на которой было написано МРМ.Мои познания в радиотехнике подсказали что это радиомаяк.И мой гид подтвердил мою догадку. Мы стали подыматься по железной лестнице в верх. На верху Андрей открыл небольшую дверь и мы оказались на площадке вокруг которой стояли проржавевшие ограждения.
-Будь осторожен, не прислоняйся и лучше вообще их не трогай-кивнул мой шеф в сторону ограждений, --они скорее виртуальные чем реальные.
Давай лучше заглянем в сердце маяка, его фонарь. Кстати как ты думаешь какая мощность его лампы?- хитро улыбаясь спросил мой экскурсовод.
--Думаю что ватт пятьсот наверно? -отвечал я.
---Ага, сейчас посмотрим,сказал Андрей забираясь на постамент на котором стоял довольно большой фонарь за его толстыми сетклами виднелись стеклянные линзы. Открутив барашковые гайки, мы откинули крышку и начальник маяка движением фокусника достал изнутри фонаря лампочку и протянул мне. Как сейчас говорят,- я был просто в шоке.В руке у меня была лампочка похожая на те что стоят в автомобилях в "поворотниках". На желтом латунном корпусе легко читалась надпись:
12в 23вт. Обалдеть, подумал я. Но как же он светит на такое большое расстояние? Андрей был удовлетворен полученным эффектом.
-- Это все благодаря оптике. Вот эти стеклянные линзы Френнеля и позволяют добиться такого эффекта.Знаю что ты технарь и наверняка уже хочешь спросить, а что будет если лампочка перегорит ночью,когда все спят?
Я был удивлен его проницательности,и не мог этого скрыть.
--Да ты просто Вольф Мессинг!-сказал я.--Думаю что внутри фонаря есть еще резервная лампа.
--Ты прав, но их тут целых шсть штук. - с этими словани, Андрей наколонился и достал из фонаря механизм похожий на барабан револьвера. Только вместо патронов в нем были уже знакомые мне лампочки.
--Понятно,-сказал я,-когда лампочка перегорает электронный блок управления подает команду на этот электромагнит, он через храповик поворачивает барабан и подключает исправную лампу,- и я победно взглянул на моего шефа. По его лицу я понял что мой ответ ему понравился. Он удовлетворенно кивнул головой.
-Молодец, мне даже ничего объяснять не пришлось Аппарат управления у нас стоит норвежский очень надежный, а вот название фирмы забыл,что то там мудреное.А еще у каждого маяка свой световой код.
--Это как?--удивился я, --Я думал что все они просто мигают и все.
-Э, нет, вот наш пол- секунды светит, а четыре отдыхает, и так у каждого маяка есть свой код. Это для того что бы мореходы могли по этому коду определить где они находятся. А теперь пора спускаться вниз, пойдем дальше знакомиться с хозяйством.
Я окинул взором окружающие просторы. Маячный городок сверху выглядел словно игрушечный макет. Море окружающее остров, пенилось у скалистых берегов. Воздух был пропитан запахом водорослей. Я пожалел что не взял с собой фотоаппарат. Но Андрей уже скрылся в люке и я последовал за ним.
Уже спустившись вниз я обратил внимание на стоящие в нише два аккумулятора и огромное зарядное устройство, похоже по возрасту оно будет постарше меня, подумал я, но промолчал. Андрей уже был около очередного технического здания.На крыше его был виден маячный фонарь, но небольшого размера.
--Это что дублер основного фонаря? -спросил я .
--Нет, Этот фонарь работает от газового баллона на ацетилене. И видишь он закрыт внутри черной пленкой? Это для того что бы его можно было видеть только с помощью приборов ночного виденья. -ответил Андрей и мы пошли к следующему зданию. Это было пожалуй самое аккуратное и хорошо сохранившееся здание. На фасадной стороне было три двери. Мы зашли в первое отделение. Тут был технический склад. На стеллажах находились аккуратно разложенные запчасти для маячного оборудования. Мой шеф сказал что значительная часть из этого изобилия уже давно стала ненужным металлоломом по той причине что те механизмы для которых предназначалось, все это давно списаны. Но в целом снабжение запчастями не плохое. Ведь дизель это как Пушкин для русского человека - это наше все! Почти с пафосом сказал мой гид. И позже я, вспоминая этот эпизод, думал о том что он был прав. Дизель это и свет, и связь, и телевизор. и электроинструмент, и тепло. Мы вышли из склада. Андрей махнул рукой на среднюю дверь.
--Это не маячное. Здесь хранится имущество части. Компасы, карты и что то там еще. Раз в год приезжает комиссия делать ревизию. Говорят спирт из компасов уже почти весь выпили. -усмехнулся он. И я не понял шутит ли он, или так оно и есть.
--А вот самое главное для маячников место. Как говорят на флоте, держись подальше от начальства и поближе к пищеблоку.--с этими словами были открыты двери продовольственного склада. Внутри вдоль стен на поддонах лежали мешки с мукой и крупами. Тут же громоздились ящики с банками густо смазанные солидолом. Я сразу узнал в них армейскую тушенку. Два года срочной службы не прошли даром. В знакомых по армии бочонках был комбижир и маргарин. Тут же была огромная бочка с соленой рыбой. На полках повыше лежали коробки с сахаром , сгущенкой и печенье. Начальник маяка обвел рукой все это изобилие .
--Вот это закрома Родины. Продпаек понорме номер тринадцать выдается каждый месяц каждому работнику.А еще можно выписать доппаек за наличный расчет если не хватает основного.Фактически всего хватает с гаком, ведь все равно что то покупается в магазине когда бываешь на берегу. Еще посылки с большой земли хорошее подспорье. Ржаную муку я два года даже получать не стал, ее тут и так больше тонны лежит. Хлеб пекут из пшеничной, а ржаная почему то не идет. Круп тоже хватает.Летом делается доставка годового запаса продовольствия. Осенью завозят овощи на весь год. Будет и картошка и капуста и прочие овощи. Ну я думаю для первого рабочего дня достаточно. Пора уже и чайку попить. Да и наши женщины наверно по нам соскучились. А у на еще баня осталась не осмотрена. Ну да ладно, это мы и после обеда можем сделать .- сказал Андрей закрывая склад.